Йоу Тэй Пвэ - Традиционный Бирманский кукольный театр

Одним из традиционных и самых знаменитых видов сценического искусства в Мьянме является кукольный театр. На сегодняшний день мастерство бирманских кукольников получило всемирное признание, а их гастроли собирают многотысячные залы в разных уголках планеты. Мы приоткроем кулисы и расскажем об этом замечательном виде искусства, появившемся в Мьянме еще в 15 веке, и бережно хранимом по сей день.

Материал, из которого изготавливают кукол, должен хорошо поддаваться обработке, а также быть твердым и легким. Поэтому бирманцы используют для этих целей Гмелину Древовидную (Gmelina arborea). Каждая кукла управляется с помощью одиннадцати нитей. Пять нитей (голова, плечи, и поясница) прикреплены к Н-образной фанерной крестовине. С ее помощью кукловод, собственно, управляет основными движениями персонажа. Руки, кисти, бедра, и ноги привязаны к остальным шести нитям, которые не прикреплены к крестовине, а просто перекинуты через нее для большей свободы движений.

 

Как правило, кукла состоит из 17-19 частей: голова, шея, туловище из двух частей, руки (по три части каждая), и ноги (4 части каждая). Суставы соединяются между собой специальными нитями. Высота куклы обычно 45-70см. Интересная деталь: каждая кукла имеет половые органы, хотя чаще всего, они закрыты одеждой.

После того, как мастер вырезает из дерева голову, руки и ноги будущей куклы, эти части окрашивают и просушивают. Затем, все части тела связываются вместе, и прикрепляются к крестовине. Персонаж одевается в присущий ему костюм и получает соответствующие атрибуты. Сувенирные куклы, обычно меньшие по размеру, продаются в специальных лавках, в храмах и на улицах, и пользуются большой популярностью у туристов.

Труппа театра состоит из кукловодов, музыкантов и певцов. В то время как кукловоды управляют движениями кукол, а музыканты создают мелодический фон представления, певцы «озвучивают» кукол. Их задача – петь разными голосами, декламировать стихи и произносить реплики персонажей.

Во время представления кукловоды располагаются на специальном возвышении, ограниченном поперечной балкой, к которой крепятся фоновые декорации. Они «прячут» ноги мастеров от глаз зрителей, чтобы внимание смотрящих было сосредоточено на главных героях спектакля - куклах. 

Среднее количество персонажей в спектакле – 28-30. Среди них люди, животные и мифические существа. У всех свой стиль танца и передвижений по сцене, а также соответствующая мелодия или песня. Каждая смена декораций представляет собой определенное место взаимодействия различных  героев повествования – например, лес, или тронный зал дворца.

Традиционный спектакль начинается с появления Тхагьяр Мина, Короля Духов (или Натов, как называют их бирманцы) и Медиума. Вместе они воздают хвалу Будде и Натам. Затем появляется череда персонажей, изображая сцены Сотворения Мира: Белая Лошадь, Обезьяна, два Великана, волшебник Зоги. Затем появляется Гаруда –  наполовину человек,  наполовину орел, и сражается со змеей Нага.  После хаоса Сотворения, наступает порядок, и показываются сцены Зарождения Королевства. В них участвуют Король и Королева, Принц и Принцесса, Жрецы, Королевский Астролог, пажи и шуты. Обязательный элемент в бирманском кукольном спектакле – парный танец. В финале каждого представления Принц под особую музыку исполняет трогательный танец Любви, посвященный Принцессе. Это любимая часть представления  у зрителей всех возрастов.

После объявления независимости от Британской Короны в 1948 году, количество кукольных театров резко уменьшилось, и искусство пошло на спад, даже несмотря на интерес верхушки власти к этому виду искусства для использования его в политических целях. Однако когда страна стала открыта для туризма, традиция вновь получила стимул к развитию.  

К счастью, в Мьянме еще остались мастера «старой школы», которые передают свои знания молодому поколению кукольников и кукловодов. Один из самых крупных театров, дающих представления для туристов и местных жителей, находится в городе Мандалай. В наши дни молодые бирманские мастера дают короткие представления во время традиционных ужинов в национальных ресторанах и гостиницах. Крупные театры гастролируют по миру, и выступают во время национальных праздников и фестивалей в Мьянме.

 

Несмотря на конкуренцию со стороны кинематографа и телевидения, бирманский кукольный театр не сдает своих позиций, адаптируясь к современным реалиям. Раньше его покровителями были короли, а теперь их место заняли туристы. 

Бирманский кукольный театр
Комментарии
О нас пишут
Подписаться на рассылку