Кайлас - ликбез
Кайлас – священная гора для четырех мировых религий (индуизм, буддизм, джайнизм и бон), в высшей степени намоленное место, Место Силы, где при правильной душевной установке создаются эффективные мыслеформы на будущее, то есть исполняются желания. Другое дело, что нужно отдавать себе отчет в этих желаниях, не обманывать себя, иначе может реализоваться совсем не то, о чем вы думали своим поверхностным сознанием.
Высота Кайласа около 6700 м, точнее говорить некорректно, так как отметки в разных источниках и на картах разнятся от 6638 м до 6740 м. Тем, кто увлекается эзотерикой, нравится число 6666 м. В прямой видимости от Кайласа, по другую сторону озера Манасаровар, в пределах Непала возвышается могучий семитысячник Гурла-Мандхата (7694 м), которому тоже поклоняются – в основном, бонцы.
Восхождения на Кайлас запрещены – это как раз тот самый случай «оскорбления чувств верующих», которые помещают на его вершине кто трон Шивы, кто – Будды и т.п. Но мировое альпинистское сообщество относится к этому серьезно и уже устраивало бойкот двум-трем экспедициям, которые собирались это правило нарушить (например, испанской группе в 2000 г). Таким образом, те попытки были сорваны. На Гурла-Мандхату был ряд восхождений.
Несмотря на то, что абсолютная высота Кайласа не так велика, он «на голову» возвышается над окружающим горным массивом, и его характерная шлемоподобная сверкающая снежная шапка видна издалека, напоминая алмаз – отсюда одно из его названий, «Канг Ринпоче» («Драгоценная снежная вершина»). Но особенно завораживает форма Кайласа, его четыре мощные стены – «зеркала», ориентированные почти точно по сторонам света. В нашей стране вследствие особенностей перевода их также называют буквально «лицами». Многие считают, что от них исходят мощные энергетические потоки. И этого не может не быть, даже с точки зрения банального фэншуя, который находит все больше практических подтверждений в современной жизни.
Кайлас расположен в западной части Тибета, на расстоянии более 900 км от Лхасы. В этом районе находятся истоки четырех великих рек, текущих в разные стороны света. В древности считалось, что они берут начало прямо из-под четырех стен Кайласа. Это Инд, вдоль которого раньше поднимались сюда паломники с запада, Сатледж, его крупнейший левый приток, Брахмапутра, называемая в верхнем течении Ярлунг – вдоль нее идет дорога с востока, из Лхасы, и Карнали, впадающая в Ганг, священную реку Индии. Следует отметить, что все эти реки в разных местах прорезают Большой Гималайский хребет, а это значит, что они древнее его. Также с Кайласом неразрывно связаны крупные священные озера на плато – Манасаровар и Ракшас-Тал, и ряд других небольших горных озер и горячих источников (Тиртхапури и др.).
Паломничество к Кайласу реализуется путем его обхода – это внешняя кора (для тибетцев) или парикрама (для индусов, в переводе с санскрита – «путь вокруг чего-либо»). Буддисты, индуисты и джайны, а также, как правило, примкнувшие к ним туристы обходят Кайлас (и другие религиозные объекты) по часовой стрелке, оставляя его по правую руку от себя. Это направление – по ходу движения солнца. Бонцы – наоборот, идут против часовой стрелки, навстречу солнцу, оставляя объект поклонения слева от себя. Любопытно, что это также является направлением православного крестного хода. Но в православии так стало по уставу Никона, а старообрядцы ходят по часовой стрелке, вместе с солнцем.
Длина внешней коры составляет около 53 км. Она начинается и заканчивается в поселке Дарчен на высоте 4550 м и преодолевает перевал Тары – Дролма Ла высотой +/- 5600 м – это высота Эльбруса. Превышение над плато – подошвой Кайласа – составляет один километр. Почти каждый год кто-то из индийских паломников, которые, как правило, плохо акклиматизированы и обмундированы, отдает здесь богу душу, после чего местная администрация на время закрывает шлагбаум, усиливая меры безопасности. Среди индусов же такая кончина считается наиболее счастливой, и похоже, что немало их к ней специально стремится.
Понятно, что при общей суровости климата в Тибете, с конца осени, зимой и до середины весны условия на маршруте вокруг Кайласа не просто экстремальные, а близки к космическим: морозы ниже 40 С при ветре более 20 м/с - норма. Даже на майские праздники погода может быть очень жесткой, а снег блокировать перевал. Поэтому мы организуем путешествия к Кайласу в период с конца мая, когда празднуется главный буддийский праздник Сага-Дава, и до начала октября.
Подъем на перевал с запада, при движении по часовой стрелке гораздо более пологий, чем с востока, по-бонски. Традиционно кору (парикраму) ходоки преодолевают за 2,5 дня с двумя ночевками перед перевалом и после него. В этих местах находятся монастыри Дира-Пхук (с запада) и Зутул-Пхук (с востока) и намоленные пещеры, в которых, по преданию, медитировал Миларепа. Возле них расположены несколько простых гест-хаусов с кухнями и площадки для палаток. Особо верующие отправляются в кору с простираниями, ложась ничком на землю, глотая священную пыль, отмеряя длиной своего тела весь маршрут. Они преодолевают его примерно за две недели.
Существует «прейскурант», сколько грехов отпускается и сколько положительной кармы накапливается за сколько обходов. После тринадцати внешних кор паломник получает право сделать внутреннюю кору – проход во внутренний горный цирк перед Южным Лицом Кайласа и обход соседней с ним горы Нанди, отделенной от него узким ущельем. Такое поклонение приносит гораздо больше благости и нацелено на серьезную трансформацию личности. В некоторые особо выгодные годы по Тибетскому календарю внутреннюю кору можно совершать сразу вслед за одной внешней. Так было в 2014 г, год Лошади, что привело к наплыву китайских туристов и партийных деятелей и усиленным мерам безопасности. Одновременно для партийных работников облегчили задачу: условную тракторную колею, доходившую до названных выше монастырей, превратили в дороги для джипов, которые нет-нет да и проезжали мимо пешеходов в клубах пыли. Чисто пешим остался только сам перевал. Так что теперь тренированные люди с хорошей акклиматизацией вполне могут пройти всю кору за одни сутки, как местные жители или как знаменитый Рейнхольд Месснер.
Вокруг озера Манасаровар тоже принято совершать ритуальный обход или объезд. Индуисты, а вслед за ними и туристы часто совершают в нем омовения и купания, несмотря на холод. Но для тибетских буддистов купание в Манасароваре и других священных озерах Тибета, таких как Ямдрок-тсо, является их осквернением, и если они увидят купальщиков, то вполне могут позабыть о гостеприимстве и начать бросать камни.
В горах к западу от Кайласа находятся заброшенные пещерные города-государства Гуге и Гаруда. Здесь во время гонений на буддизм, которые устроил в IХ веке царь Ландарма, укрылась часть верующих. Другая часть ушла в Ладакх и основала там еще одно царство. Гаруда и Гуге из-за близости к Кайласу многими идентифицируются как полумифическая страна Шанг-Шунг, тибетский рай.