Сикким-2016, фото часть 2: перевал Гоэча-ла и спуск обратно в Юксом | Неизведанный Мир - активный отдых 2022-2023, активные туры по всему миру. Треккинг, рафтинг, вип-туры, походы!

Сикким-2016, фото часть 2: перевал Гоэча-ла и спуск обратно в Юксом

По опыту встречи восхода накануне в 5:30 утра и учитывая длительный марш-бросок к перевалу, было решено выходить не в 3 ночи, а в 1:30, чтобы попытаться застать первые лиловые рериховские краски на снегах Канченджанги. Соответственно, подъем был в пол-первого, а отбой в 7 вечера - вполне достаточно для чуткого сна перед началом наступления. Тут-то мне и пригодился по-настоящему штатив.

Звездная ночь на треке в Сиккиме

Будильники и горелки не подвели, и ровно в час тридцать ночи наша группа, стиснув зубы, двинулась сквозь темноту. Впереди колонны, за гидом поставили самую медленную девушку, а в хвосте - самого быстрого парня, который, тем не менее, периодически сигналил об отстающих. Мы не планировали никого терять и превращать прогулку в поисково-спасательные работы, поэтому шли предельно аккуратно и собранно.

Треккинг к перевалу Гоэча-ла

Приходилось долго набирать высоту по тягунам, а потом решительно ее сбрасывать, спускаясь на десятки метров с гребней морен. В темноте все это казалось циклопическим хаосом. Потом вдруг мы оказались на совершенно ровной песчаной поверхности - дне высохшего ледникового озера. Здесь мне удалось сделать этот первый кадр при чувствительности 3200 ед., диафрагме 1,8 и выдержке 1/6 сек.

Раздача аскорбинки с глюкозой

ВЫсота более 4500 м и 4-часовой марш за плечами уже сказывались на самочувствии. Но волшебные драже аскорбинки с глюкозой вернули нам угасшие силы и огонь в глазах. Нам очень хотелось дойти до снега к рассвету.

Рассвет в Гималаях

И все-таки становилось понятно, что эта надежда несбыточна: расстояния слишком велики. Чтобы оказаться в полшестого на самом перевале, при той же скорости хода мы должны были бы вообще не ложиться. Но все равно, у нас образовался значительный задел времени для фотосессии.

Солнце вышло из-за хребта

Вот оно, знаменитое рериховское освещение, которое длится всего 15-20 минут. Мы встали где были, схватили камеры и попытались ухватить неуловимое. Свет менялся, как будто управляемый реостатом. Снежные вершины пылали огнем, как Ростральные колонны.

Подход к перевалу Гоэча-ла

Перевал выглядел, как кулисообразно расположенные валы морен. Довольно пологая тропа на него ведет по самому правому по ходу карману морены, но оттуда мало что видно. Зато если подняться чуть выше налево по склону и выйти на ножевидный гребень морены, то открывается захватывающая панорама!

Мы на перевале Гоэча-ла (5000 м)

Снято в противоположную сторону с той же точки. Вот первые наши участники уже на перевале Гоэча-ла, на высоте 5000 м. А гигантская снежная стена за перевалом - сама Канченджанга (8588 м), возвышающаяся над перевалом еще на три с половиной километра. Сейчас вся ее стена, даже скальные бастионы запорошены снегом. Сама неприступность.

Я поднялся на перевал Гоча-ла

Надпись на футболке одного из наших индийских товарищей. Точнее не скажешь: "Чёртова преисподня! Я зашел на перевал Гоэча-ла!" - "Мать, мать, мать..." - привычно отозвалось горное эхо.

Восходительницы на перевале

От Канченджанги глаз не оторвать. У нее ярко выраженный женский характер: она то и дело кутается в снежную вуаль и напускает туман, а если подойдешь слишком близко - грохочет лавинами. При первых попытках восхождений на нее от лавин погибло много людей, и она снискала дурную славу.

Обратный путь с перевала

Мы находились на перевале больше часа, так как туда пришло ласковое солнышко, и все играло радостными красками. Наконец, пришлось отправляться в обратный путь, и он тоже нас порадовал величественными пейзажами. Здесь перед вами высохшее ледниковое озеро.

Гало вокруг солнца. Сикким.

Чуть дальше нам посчастливилось наблюдать редкое атмосферное явление, да еще в таком феерическом окружении - круговую радугу вокруг солнца, на фоне гигантской снежной вершины с ледопадом.

Ледник в Сиккиме

Мощный ледник весь покрыт камнями, как стройплощадка. В паре сотен километров ниже он вливается теплой мутной речкой в лоно Бенгальского залива.

Панорамное место у ледника

Если сил или времени не хватает, чтобы дойти до самого перевала Гоэча-ла, из-за обильного снега, то можно наблюдать отличный вид прямо отсюда, всего в паре часов от лагеря.

Кремовые рододендроны

В тот вечер мы ночевали в Кокчурунге на высоте 3800 м, среди зелени леса. Отсюда прямо в Тсоху ведет очень живописная тропа, идущая как будто по ботаническому саду.

Тропой гималайского ботаника

По этой тропе мы шли вдвое медленнее, чем обычно, останавливаясь чуть ли не у каждого кустика, принюхиваясь к каждому цветочку, присматриваясь к каждому изгибу ствола...

Рдяно-красные рододендроны

Лес приветствовал нас салютом рододендронов всех возможных цветов. Еще один приятный момент - на этой тропе совсем не было навоза, благодаря тому, что здесь не ходят караваны. Здесь есть несколько слишком узких для них мест, а треккер, как суворвовский солдат, пройдет везде!

На холме над Тсохой

Так мы вернулись в Тсоху, вновь пройдя через таинственный лес. Но теперь он не утопал в тумане, а искрился солнечными лучами. Навстречу нам в Тсоху поднялась еще одна русская группа. Мы, конечно, отметили это дело и поделились с земляками ценной информацией о тропах наверху.

Праздничный ужин на треккинге

В Тсохе у нас была отвальная. Как обычно, повар превзошел самого себя, вырезав для салата фигурок животных и птиц из редиски с морковкой. А главное, праздничную трапезу венчал мега-торт с поздравительной надписью!

Последняя ночь на треккинге

Наши палатки, привезенные со склада в Петербурге, как и новые, купленные в Гангтоке, с честью прошли испытание. Несмотря на ежедневные дожди, не было ни одной течи.

Завтрак на свежем воздухе на треккинге

Последнее утро на треккинге началось рано из-за радостного возбуждения конюхов и носильщиков, возвращающихся домой. Они даже начали петь! Нам же выпала честь уничтожить остатки вчерашнего торта.

Спуск в долину Гималаев

В приподнятом настроении мы двинулись в путь. На каждом повороте перед нами развертывались новые виды, как будто уговаривая нас остаться. Во всяком случае, поскорее вернуться!

Подвесной мост под Тсохой

Вот мы спустились от Тсохи до самого моста. Неделю назад, как и эти новенькие путешественники, мы двигались здесь наверх. Все это было так давно, словно и не с нами, и это действительно так, ведь на высоте мы изменились, обрели новых себя.

Дождь в Сиккимских Гималаях

Под конец природа угостила нас еще одним приключением. Разверзлись хляби небесные, загрохотал гром, засверкали молнии! Более двух часов нам пришлось семенить по скользкой тропе под проливным дождем.

Караван укрылся от дождя

Лошадкам тоже пришлось непросто. Укрытые полиэтиленом, они стали похожи на решительных черепашек. В какой-то момент одна пони сбилась с тропы, и ее долго высвистывали из леса специальным свистком.

Спуск в Юксом. Окончание маршрута.

Вот так, подгоняемые ливнем, мы спустились в Юксом, где закончилась пешая часть нашего насыщенного путешествия. Промокли до трусов, не спас ни гортекс, ни зонтики. Если бы такое случилось на пути наверх, это было бы серьезной проблемой, потому что костры в Национальном парке разводить запрещено, а от высокой влажности что-то высушить практически невозможно. Только на голом пузе в спальнике. Но в Юксоме мне удалось даже высушить палатки, развесив их на галерее гостиницы. Кроме того, там, зная спрос, предлагают особый сервис: читстку и сушку ботинок. Если вас туда занесет, наш совет - не отказывайтесь!