Фаллос: его значение и культ в Бутане (часть 2)

Продолжение. Первая часть статьи здесь.

УМАСЛЕННЫЙ И ПРИВЯЗАННЫЙ

Фаллос скачущего коня, принадлежащего Джомо Ремати, охраняющему божеству горцев Брокпа на дальнем востоке Бутана, хранится в Мераке. Его почитают настолько, что каждый год проводят ритуал, направленный на поддержание его божественной чистоты и силы. Верующие в него полукочевые жители Мерака и Сактенга считают, что любая попытка переместить лингам с изначального места его обитания приведет к ужасным последствиям. Поэтому он накрепко привязан веревками.

Фаллосы на стенах дома в деревне Лайя. Бутан 

ДАР ЗАЩИТНИКОВ

В храме Курбунг  в Лангтеле, в Тронгсе содержится «самозародившийся» каменный лингам. Это одна из его главных реликвий. Местные жители верят, что этот фаллос был преподнесен Ламу Жидару, основателю храма, духовными защитниками – божествами Тронгсы в качестве оружия против злобных сил – противников Дхармы.

В Восточном Бутане во время празднования фестиваля Кхарфу специально выбранный житель деревни вырезает из длинных тонких стволов особые фаллосы, известные как Лайбу Тсеринг («Да здравствует Божий Сын!»). Затем он окрашивает их в красный цвет растительным красителем и вешает на «дереве божества». После ритуала участники церемонии бросаются к дереву, срывая лингамы. Те, кому удалось ими завладеть, относят их домой и вешают в зернохранилище, надеясь, что это гарантирует им хороший урожай и отведет напасти.

Приношение в виде фаллосов и йони

Деревня Такамбхи, долина Монгар. Фаллосы из кукурузной муки и овощи, выложенные в форме вагины, выносят на подносе из дома, чтобы отвести проклятие, которое иначе постигло бы семью, ее скот и всю общину.

Фестиваль Кхарфу в деревне Тсаманг в долине Монгар разыгрывается вокруг мифа, в котором говорится, что однажды на небо отправили посланца по имени Бжатси Тонпа Гончен. Он должен был упросить Бога, чтобы один из его сыновей стал лично править на Земле. Это ему удалось, Бог пообещал даровать такую благодать. На обратном пути к посланцу и его свите стали приставать с насмешками и издевательствами полубоги и демоны. В качестве ответной меры, Гомчен спустил штаны и обнажил огромный болтающийся пенис. Это так шокировало и смутило негодяев, что они убрались, и путники вернулись домой с миром.

Деревянный пенис с имитацией естественной растительности и медитирующий бонский мастер, Бутан

ВАЙО – ВАЙО

Одна из целей фестиваля Вайо – отбросить сексуальные зажимы. Праздник явно относится к традиции Бон и проводится в деревне Гортшем в области Луэнтзе. Символы и культовые предметы, которые в нем используются, в основном изображают мужские и женские гениталии, в то время как выражения, наполненные сексуальным подтекстом, являются нормой в течение всего празднества. Вот пример популярной песни с этого мероприятия:

Лингам Бонпо сделан из дерева,
Деревянный лингам никогда не ломается.
Вагина Бонмо сделана из кожи,
Кожаная вагина никогда не изнашивается.
О Бонпо, не позволяй своему разуму блуждать в эмпиреях,
Иначе твою Бонмо уведут.

Приношения в виде свечей-лингамов в Бутанском монастыре

В девятом месяце бутанского календаря жители деревни Кенгкхар в Монгаре устраивают фестиваль Дуэза. Главное его событие – операция с фаллосом, который сначала укутывают в многослойные покрывала, а потом в специальном месте разворачивают и демонстрируют публике. Жители деревни собираются вместе и отдаются на весь день веселью, травя похабные анекдоты и декламируя стишки на тему половых отношений. Они верят, что этот ритуал приводит гармонию в жизнь общины.

Мальчик из Бутана с амулетом в виде фаллоса

КРОВОСМЕСИТЕЛЬНОЕ НАЧАЛО

Согласно одному поверью, харам (проклятье) появилось на свет после рождения ребенка от кровосмесительной связи между братом и сестрой. Считая это смертным грехом, община, боясь, что это проклятие ее разрушит, обратилось за советом к фаллическому божеству из Бумтанга. Оно пообещало разрушить заклятие: расклевать его своим клювом, выцарапать когтями, вымести крыльями.

Бутан: танец с масками, лингам на лестнице

Гадпу Апа, персонаж, похожий на клоуна, играет главную роль в общинном ритуале Гошинг Чодпа в центральном районе Бутана Жемганг. Беспрерывно бормоча заклинания, он носит с собой деревянный лингам. Говорят, что Гадпу Апу послал на Землю бог Индра, чтобы даровать всем живым существам процветание, плодовитость и многая лета. На заре пятнадцатого дня ритуала на церемониальном дворе храма Гадпу Апа исполняет свой особый танец.

Поручень лестницы - лингам, Бутан

Поручень лестницы с наконечником в виде фаллоса.

НИСХОЖДЕНИЕ БОГОВ

Ритуал призыва богов в Бутане называется Лабоед. Во время этого действа в областях Тронгса и Вангдупходранг шаман Пхаджо распевает и призывает богов спуститься на Землю по хлопковому канату и лестнице с навершием ее поручня, вырезанным в виде лингама. В том же регионе другой подобный ритуал под названием Бала Бонгко выполняется, чтобы умилостивить местное божество Радарпа. Для этого декламируются непристойности.

В селении Чендебжи во время Лабоеда используются два деревянных фаллоса, которые размещают среди ритуальных подношений на заре второго дня мероприятия. Позже эти фаллосы вешают под коньком крыши в сопровождении специальной церемонии.

Магазин народных промыслов в виде фаллосов в Бутане

В деревне Джонгтанг в долине Тронгса адепты восходят на близлежащую гору, неся могучий лингам на носилках. Торжественную процессию возглавляет шаман. На горе устраитвается состязание между командами женщин и мужчин. Его победители получают в награду этот фаллос.

Продолжение следует, оставайтесь на связи и приходите с друзьями на встречу, посвященную путешествиям в Бутан, с нашим оригинальным материалом, в Штаб-квартире Русского Географического Общества. Время: 16 сентября, в среду в 18:30. Адрес: СПб, пер. Гривцова, д. 10. Вход свободный.

 

Комментарии
О нас пишут
Подписаться на рассылку